+7 (499)391-25-19
Москва, ул.Большая Семеновская, д.11, стр.12
пн.-пт. с 9.00 до 18.00

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

 В 2015-м году мы писали про горючую огнезащиту КРОЗ для воздуховодов. 

Информация, которую мы получили от ВНИИПО.

См. письмо ниже

Приглашаем ознакомиться с ним по ссылке www.1atm.ru  

09.09.2014

Пожарная (без)опасность лифтов

09.09.2014

Ни для кого не секрет, что ни одно современное здание не обходится без инженерных систем. Некоторые из них обеспечивают «комфортность» пребывания в здании при его повседневной эксплуатации, некоторые - безопасность людей, в том числе при пожаре. К одной из таких систем относятся лифты. Здесь необходимо отметить, что обеспечение «комфортности» в здании не должно влиять на безопасность людей в случае возникновения пожара. В России, к сожалению, это не совсем так.  

В данной статье речь пойдет о лифтах пассажирских и грузовых, размещаемых в выгороженных строительных шахтах с автоматическими дверями, т.е. о лифтах, доля которых составляет 80 – 100% от общего объема вертикального транспорта, устанавливаемого в зданиях.

В 2005 году Техническим комитетом (далее – ТК) №209 «Лифты, эскалаторы, конвейеры и подъемные платформы для инвалидов», в состав которого входят крупнейшие российские лифтостроительные заводы, такие как ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» и ОАО «Карачаровский механический завод», был разработан стандарт ГОСТ Р 52383-2005 «Лифты. Пожарная безопасность». Пунктом 5.5 «Применяемые материалы» были занормированы показатели пожарной опасности материалов, применяемых при изготовлении стен, потолка, дверей и пола кабины пассажирских лифтов. Аналогичный нормативный документ был разработан в отношении лифтов для транспортирования пожарных подразделений – ГОСТ Р 52382-2005 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных», разделом 5.5 «Применяемые материалы» которого, были занормированы аналогичные показатели. В 2009 году ТК 274 «Пожарная безопасность» был разработан стандарт ГОСТ Р 53297-2009 «Лифты пассажирские и грузовые. Требования пожарной безопасности», пунктом 4.1 которого, были также регламентированы требования по пожарной опасности материалов, применяемых при изготовлении кабин лифтов, однако в регистрации данного документа Федеральным агентством по техническому регулированию (далее по тексту – Росстандартом) было отказано. Обозначим эти показатели:

  • стены, потолок и пол кабины, а также двери кабины - негорючие материалы или материалы группы горючести не ниже Г1;
  • облицовочный слой на стенах, потолке и дверях кабины (не ниже):

          - группа горючести - Г2;

          - группа воспламеняемости - В2;

          - группа дымообразующей способности - Д2;

          - группа токсичности продуктов горения - Т2.

  • материалы покрытия пола кабины (не ниже):

          - группа распространения пламени по поверхности - РП2;

          - группа дымообразующей способности - Д2;

          - группа токсичности при горении - Т2.

В 2009 году постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г. №782, был введен в действие Технический регламент «О безопасности лифтов», статьей 1 которого было заявлено, что действие документа, в частности, направлено на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан. При этом, в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности лифтов», утвержденный приказом Росстандарта от 15.06.2010 г. № 1200 г.,стандарт ГОСТ Р 52383-2005 включен не был. Возникает вопрос, почему?

В 2011 году ФГУ ВНИИПО МЧС России (исп. Колчев Б.Б.) на имя председателя ТК 209 Л.И. Вольф-Тропа, был направлен запрос (от 12.01.2011 г. №15-1-05-14) с просьбой восстановить указанные выше нормативные требования в рамках существующих (перерабатываемых) или вновь создаваемых нормативных документов. В ответ на запрос от ТК 209 поступил ответ (от 18.01.2011 г. №18) о том, что опираясь на положения международных стандартов ИСО, европейских стандартов СЕН и пр., комитет не считает необходимым включать в состав действующих нормативных документов требования по пожарной опасности, при этом, не приводя конкретной аргументации. Одновременно в ответе, ТК 209 обращает внимание на то, что для лифтов, в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования (вандализм), ГОСТ Р 52624-2006 «Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности» регламентирует пожарную опасность применяемых материалов (п. 5.4.1.4, 5.3.1.1). Однако, за исключением облицовки дверей кабины и шахты, к материалам кабины данный документ предъявляет только требования по группе горючести, игнорируя остальные показатели. Кроме того, не выдерживает критики сам подход, а именно: возгорание в кабине и шахте лифта может возникать только вследствие хулиганского действия человека?, т.е. короткого замыкания и иных причин возникновения пожара быть не может? Выполни положение А.1 этого нормативного документа – установи видеонаблюдение и делай кабину лифта из любых пожароопасных материалов?

Ситуация не улучшилась с отменой Технического регламента «О безопасности лифтов» и введением Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». В перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС, фигурируют все те же документы. Ситуация еще усугубилась тем, что в данный перечень не попал ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», устанавливающий ряд фундаментальных требований по пожарной безопасности.

Хотелось бы ошибаться, но создается ощущение, что в погоне за удешевлением затрат на применяемые материалы с одной стороны, попыткой угодить всем капризам клиентов, заказывающих богатую отделку кабин из сильногорючих материалов, с другой стороны, производители вертикального транспорта (лифтов), поставили «во главу угла» прибыль, разменяв ее на безопасность при пожаре, лоббируя блокирование одних и продвижение других требований.

В заключение надо сказать еще об одном. Свод правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», устанавливает требования по необходимости создания избыточного давления в шахтах лифтов в зданиях повышенной этажности. Установив видеонаблюдение в пассажирском лифте с режимом «Пожарная опасность», мы получаем законное право применять в облицовке кабины горючие материалы с любыми показателями пожарной опасности – пенопласт, поролон, акрил, поликарбонат и пр. При возникновении пожара, а пожар может возникнуть в электрооборудовании лифта, будет выполнено автоматическое включение системы приточной противодымной вентиляции, обеспечивающей защиту лифтовой шахты, что приведет к гарантированному моментальному задымлению всего здания. Похоже, последствия «Хромой лошади» стираются из памяти.

Вывод напрашивается один – техническая деградация в данном направлении и коммерциализация интересов.

P.S. К сожалению, проблема, освещенная в данной статье, не является одиночной применительно к вертикальному транспорту. Пролоббировано снижение грузоподъемности лифтов для транспортирования пожарных подразделений с 1000 кг до 630 кг. Систематически игнорируются предложения по разработке требований к созданию унифицированного ключа для руководителя тушением пожара (РТП) для всех лифтов с режимом «Транспортирование пожарных подразделений» вне зависимости от страны происхождения лифтового оборудования, поставляемого на внутренний рынок. Не принимаются во внимание предложения по увеличению люка для пожарных (работающих с СИЗОД) с 400 х 500 мм до 500 х 700 мм, а также целый ряд других положений.

 

Материал был опубликован по просьбе Колчева Б.Б.