+7 (499)391-25-19
Москва, ул.Большая Семеновская, д.11, стр.12
пн.-пт. с 9.00 до 18.00

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Приглашаем ознакомиться с ним по ссылке www.1atm.ru  

В процессе расчетного определения параметров приточно-вытяжной противодымной вентиляции мы сталкиваемся с необходимостью вычисления площади очага пожара.  

Считаем необходимым сообщить, что специалистами ИБ "Одна Атмосфера" были разработаны, обоснованы и согласованы в МЧС России и Минстрой России уникальные по концепции специальные технические условия на проектирование системы противодымной защиты объекта капитального строительства (4-х уровневая подземная автостоянка на 929 м/мест, с площадью этажа около 10000 м2). В своей основе противодымная защита объекта реализована на продольной схеме вентиляции с применением струйных вентиляторов компании Flakt Woods.   

09.09.2014

Пожарная (без)опасность лифтов

09.09.2014

Ни для кого не секрет, что ни одно современное здание не обходится без инженерных систем. Некоторые из них обеспечивают «комфортность» пребывания в здании при его повседневной эксплуатации, некоторые - безопасность людей, в том числе при пожаре. К одной из таких систем относятся лифты. Здесь необходимо отметить, что обеспечение «комфортности» в здании не должно влиять на безопасность людей в случае возникновения пожара. В России, к сожалению, это не совсем так.  

В данной статье речь пойдет о лифтах пассажирских и грузовых, размещаемых в выгороженных строительных шахтах с автоматическими дверями, т.е. о лифтах, доля которых составляет 80 – 100% от общего объема вертикального транспорта, устанавливаемого в зданиях.

В 2005 году Техническим комитетом (далее – ТК) №209 «Лифты, эскалаторы, конвейеры и подъемные платформы для инвалидов», в состав которого входят крупнейшие российские лифтостроительные заводы, такие как ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» и ОАО «Карачаровский механический завод», был разработан стандарт ГОСТ Р 52383-2005 «Лифты. Пожарная безопасность». Пунктом 5.5 «Применяемые материалы» были занормированы показатели пожарной опасности материалов, применяемых при изготовлении стен, потолка, дверей и пола кабины пассажирских лифтов. Аналогичный нормативный документ был разработан в отношении лифтов для транспортирования пожарных подразделений – ГОСТ Р 52382-2005 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных», разделом 5.5 «Применяемые материалы» которого, были занормированы аналогичные показатели. В 2009 году ТК 274 «Пожарная безопасность» был разработан стандарт ГОСТ Р 53297-2009 «Лифты пассажирские и грузовые. Требования пожарной безопасности», пунктом 4.1 которого, были также регламентированы требования по пожарной опасности материалов, применяемых при изготовлении кабин лифтов, однако в регистрации данного документа Федеральным агентством по техническому регулированию (далее по тексту – Росстандартом) было отказано. Обозначим эти показатели:

  • стены, потолок и пол кабины, а также двери кабины - негорючие материалы или материалы группы горючести не ниже Г1;
  • облицовочный слой на стенах, потолке и дверях кабины (не ниже):

          - группа горючести - Г2;

          - группа воспламеняемости - В2;

          - группа дымообразующей способности - Д2;

          - группа токсичности продуктов горения - Т2.

  • материалы покрытия пола кабины (не ниже):

          - группа распространения пламени по поверхности - РП2;

          - группа дымообразующей способности - Д2;

          - группа токсичности при горении - Т2.

В 2009 году постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г. №782, был введен в действие Технический регламент «О безопасности лифтов», статьей 1 которого было заявлено, что действие документа, в частности, направлено на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан. При этом, в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности лифтов», утвержденный приказом Росстандарта от 15.06.2010 г. № 1200 г.,стандарт ГОСТ Р 52383-2005 включен не был. Возникает вопрос, почему?

В 2011 году ФГУ ВНИИПО МЧС России (исп. Колчев Б.Б.) на имя председателя ТК 209 Л.И. Вольф-Тропа, был направлен запрос (от 12.01.2011 г. №15-1-05-14) с просьбой восстановить указанные выше нормативные требования в рамках существующих (перерабатываемых) или вновь создаваемых нормативных документов. В ответ на запрос от ТК 209 поступил ответ (от 18.01.2011 г. №18) о том, что опираясь на положения международных стандартов ИСО, европейских стандартов СЕН и пр., комитет не считает необходимым включать в состав действующих нормативных документов требования по пожарной опасности, при этом, не приводя конкретной аргументации. Одновременно в ответе, ТК 209 обращает внимание на то, что для лифтов, в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования (вандализм), ГОСТ Р 52624-2006 «Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности» регламентирует пожарную опасность применяемых материалов (п. 5.4.1.4, 5.3.1.1). Однако, за исключением облицовки дверей кабины и шахты, к материалам кабины данный документ предъявляет только требования по группе горючести, игнорируя остальные показатели. Кроме того, не выдерживает критики сам подход, а именно: возгорание в кабине и шахте лифта может возникать только вследствие хулиганского действия человека?, т.е. короткого замыкания и иных причин возникновения пожара быть не может? Выполни положение А.1 этого нормативного документа – установи видеонаблюдение и делай кабину лифта из любых пожароопасных материалов?

Ситуация не улучшилась с отменой Технического регламента «О безопасности лифтов» и введением Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». В перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС, фигурируют все те же документы. Ситуация еще усугубилась тем, что в данный перечень не попал ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», устанавливающий ряд фундаментальных требований по пожарной безопасности.

Хотелось бы ошибаться, но создается ощущение, что в погоне за удешевлением затрат на применяемые материалы с одной стороны, попыткой угодить всем капризам клиентов, заказывающих богатую отделку кабин из сильногорючих материалов, с другой стороны, производители вертикального транспорта (лифтов), поставили «во главу угла» прибыль, разменяв ее на безопасность при пожаре, лоббируя блокирование одних и продвижение других требований.

В заключение надо сказать еще об одном. Свод правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», устанавливает требования по необходимости создания избыточного давления в шахтах лифтов в зданиях повышенной этажности. Установив видеонаблюдение в пассажирском лифте с режимом «Пожарная опасность», мы получаем законное право применять в облицовке кабины горючие материалы с любыми показателями пожарной опасности – пенопласт, поролон, акрил, поликарбонат и пр. При возникновении пожара, а пожар может возникнуть в электрооборудовании лифта, будет выполнено автоматическое включение системы приточной противодымной вентиляции, обеспечивающей защиту лифтовой шахты, что приведет к гарантированному моментальному задымлению всего здания. Похоже, последствия «Хромой лошади» стираются из памяти.

Вывод напрашивается один – техническая деградация в данном направлении и коммерциализация интересов.

P.S. К сожалению, проблема, освещенная в данной статье, не является одиночной применительно к вертикальному транспорту. Пролоббировано снижение грузоподъемности лифтов для транспортирования пожарных подразделений с 1000 кг до 630 кг. Систематически игнорируются предложения по разработке требований к созданию унифицированного ключа для руководителя тушением пожара (РТП) для всех лифтов с режимом «Транспортирование пожарных подразделений» вне зависимости от страны происхождения лифтового оборудования, поставляемого на внутренний рынок. Не принимаются во внимание предложения по увеличению люка для пожарных (работающих с СИЗОД) с 400 х 500 мм до 500 х 700 мм, а также целый ряд других положений.

 

Материал был опубликован по просьбе Колчева Б.Б.